Что такое волатильность рынка?

Что такое волатильность рынка?Приветствую, дорогие друзья!

Если Вы имеете дело с финансовыми рынками, независимо от того, чем на них торгуют, будь то валюта, ценные бумаги, товарные контракты, индексы и пр., то, уверен, Вам не раз приходилось сталкиваться с таким понятием, как волатильность.

В этой статье я постараюсь наиболее подробно рассказать, что такое волатильность, как рассчитать волатильность и какие инструменты (индикаторы) нам упростят эту задачу.

Понимать, рассчитывать и применять волатильность  – очень важно для успешного трейдинга, независимо от рынка. Поэтому я рекомендую дочитать эту статью до конца и постараться максимально разобраться с волатильностью.

Волатильность – это показатель тенденции рыночной цены изменяться с течением времени. Или, по-другому, это средний диапазон движения цены от ее минимумов к ее максимумам за указный период времени.

Давайте для примера рассмотрим какой-нибудь индекс, допустим наш ММВБ. Допустим, сегодня он упал на 10  пунктов, а завтра настолько же пунктов вырос. Здесь видно, что волатильность была очень низкой. А вот если бы движение составило 100 пунктов день в одну сторону и 100 пунктов в другую сторону, то речь идет о высокой волатильности индекса (валюты, бумаги).

Да, здесь все просто, и на этом, в принципе, можно было бы и статью закончить. Но как же извлекать прибыль на торговле волатильностью? А для этого необходимо более детально разобраться с этим понятием и рассмотреть некоторые особенности, характерные для волатильности.

Постоянство волатильности

Это говорит о том, что та волатильность, которая преобладала сегодня на рынке, скорее всего, продолжиться и завтра. Здесь все просто — если рынок сегодня сильно колебался, то, вероятнее всего, эти колебания продолжаться и завтра.

Цикличность волатильности

Это очень интересная особенность, которая предполагает, что волатильность будет стремиться достичь своего максимума или минимума, а после стремиться к противоположному экстремуму.

Существует много систем и стратегий, которые торгуют именно на движении волатильности, а не цены. Считается, что волатильность более предсказуема.

Стремление к среднему уровню

Это еще одна замечательная особенность. Волатильность всегда стремиться к своему среднему значению, после того, как был достигнут какой-либо экстремум. Т.е., если Вы видите, что рынок достиг экстремально-высоких (низких) значений волатильности, то через какое-то время он вернется к своему нормальному значению.

Нашел интересный рисунок, где наглядно и очень доступно описываются эти особенности

Свойства волатильности

Это волновое движение схематически показывает цикличность волатильности, мы видим, как цена движется от нижней линии к верхней и обратно. Временные  периоды «a» и «b», «c» и «d» показывают на постоянство волатильности. А также наблюдаем, как достигнув экстремума, волатильность возвращается к своему среднему значению.

КАК РАССЧИТАТЬ ВОЛАТИЛЬНОСТЬ?

Я буду показывать на примере валютного рынка Форекс, но этот принцип применим и к другим финансовым рынкам и инструментам.

Открываем дневной график инструмента и выбираем определенный временной период. Я посчитаю волатильность по валютной паре EURUSD  за 10 дней. Но, чем больше временной период, тем точнее значение.

Мы знаем, что каждая свеча (бар) характеризует изменение цены на рынке за выбранный тайм-фрейм, в нашем случае это 1 день. У каждой свечи есть минимум (low) L1 и максимум (high)H1.

Зная эти данные, рассчитаем для каждой свечи дневной диапазон волатильности D:

D1=H1-L1

D2=H2-L2

Далее, рассчитаем среднедневной диапазон волатильности для выбранного периода Dср.:

Dср.=(D1+D1+D3+…+D10):10

Где «10» — это общее количество свечей в периоде. Если бы рассчитывали за месяц, то было бы 20, за 6 месяцев – 120 и тд.

Для моего примера среднедневная волатильность будет равна:

Dср.=(0,0136+0,0133+0,0101+0,0179+0,0111+0,0192+0,0095+0,0143+0,0150+0,0172=0,1412):10=0,1412

Вот, более подробно изобразил на графике методику расчета:

Расчет волатильности

Но не рассчитывать же каждый раз волатильность в ручную для каждого инструмента!? Эту задачу нам поможет автоматизировать один замечательный индикатор, которой входит в стандартный набор большинства торговых терминалов и называется индикатор ATR.  Как работает данный индикатор, Вы уже знаете. Нам необходимо лишь в его настройках указать период, за который надо рассчитать среднюю волатильность.

Ниже на рисунке Вы видите как ATR измеряет волатильность на графике EURUSD

Волатильность и индикатор ATR

Красными линиями я примерно отметил средний уровень и экстремумы. Посмотрите, как красиво отрабатываются основные свойства волатильности: постоянство, цикличность и возврат к среднему значению.

На этом у меня все. Я рекомендую Вам разобраться с данным материалом, так как разбираться с волатильностью рынка крайне важно для любого трейдера.

Успехов!

С уважением, Вадим Атрощенко

18 комментариев к “Что такое волатильность рынка?

  • Duss №1 08/02/2014 - 23:36
    1 Сообщение

    Вообще-то волатильность это нечто другое, и не такое простое как Вы описали.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EB%E0%F2%E8%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Duss №2 09/02/2014 - 14:08
      3291 Сообщений

      Здравствуйте! Критика дело очень хорошее. Она мотивирует и дисциплинирует. Я люблю критику, но критику конструктивную. Нечто другое — это что?
      Ссылка, которую Вы опубликовали, ведет на Википедию. А википедия — свободная энциклопедия, т.е. любой желающий, независимо от его интеллект и профессиональных навыков, может написать все, что угодно на любую тему. Данный ресурс не является официальным, и если Вы считаете нужным ссылаться на кого-то, то ссылайтесь на источники официальные (книги, словари, экспертов в той или иной области).

      Когда я пишу статью, то обязательно готовлюсь к этому, и просматриваю имеющийся в интернете материал по данной тематике, в том числе и википедию. Так что с информацией, опубликованной там, я знаком.

      0
  • макс №3 01/05/2014 - 20:07
    1 Сообщение

    не думаю что Duss в влкипедии больше почерпнул бы,чем из этой публикации.

    0
  • Ольгия №4 31/03/2017 - 19:00
    2 Сообщений

    Здравствуйте.  Подскажите, рассчитать волотильность биткоина к рублю и биткоина к доллару, биткоина к золоту можно также по вашей Методике?  И за какой промежуток времени это лучше сделать? С декабря 2016 по 31.03.2017 период достаточный? 

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Ольгия №5 01/04/2017 - 13:53
      3291 Сообщений

      Здравствуйте, Ольгия!

      по вашей Методике?

      Можно, но это не моя методика, а обычная математика. 😉
      Вы также можете воспользоваться каким-нибудь торговым терминалом или сервисом (например, tradingview.com), в котором есть графики биткоина. Накинуть индикатор Atr и посмотреть волатильность за нужный период времени.

      И за какой промежуток времени это лучше сделать?

      Вопрос, на который нет однозначного ответа. Смотря, для каких целей вам нужен этот показатель. Если вы трейдер и торгуете инструментом внутри дня, то интересна волатильность за 1 неделю или 1 месяц. В общем, придерживайтесь естественных периодов (день, неделя, месяц, квартал, полгода, год…).

      0
      • Ольгия @ Ответ для: Вадим Атрощенко №6 01/04/2017 - 18:45
        2 Сообщений

        Это  студенческая работа, где исследуется биткоин как перспективная валюта  

        0
  • Иван. Казань. №7 15/10/2017 - 10:46
    4 Сообщений

    Вадим, здравствуйте. Огромное вам спасибо за проделанную работу. Очень много полезной информации, в логично изложенном виде. Изучаю взахлёб. Были бы деньги, то обязательно поблагодарил и материально. Хотя, если бы они были, то и не стал бы интересоваться трейдингом)))

    Вот, по поводу волатильности. Вы её считаете исходя из изменения цены. Тут все понятно, вопросов нет. На вики считают методом корня (что для меня тёмный лес). И ещё пишут, что берут некое условное значение, от которого считается отклонение. Подозреваю что квик считает как на вики.
    Вопрос вот в чём: если у вас считается разница цены (а у разных инструментов могут получиться совсем разные значения — у акций сбера около единицы в день, у газпрома будет число с сотыми), а на вики отклонение от некоего условного стандарта, то выходит числовое значение волатильности вообще ничего нам не говорит и ничего не означает? Имеет значение, как я понимаю насколько нынешнее значение отклоняется от среднего и на основе этого мы понимаем трясет инструмент или он в покое. То есть числовое значение не нужно ни при методе подсчета по свече ни при виковском методе, верно я понял?
    И еще вопрос. Вы много где пишете, что с опытом приходит навык определять на глаз, по графику, некоторые вещи. Я не спорю, сам с этим сталкивался в своей сфере. Волатильность, при взгляде на свечной график цены, удается определить навскидку?)
    Ещё вы писали где-то что по свечам уже не работаете. Что за метод позволяет отбросить свечи?)
    Спасибо)

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Иван. Казань. №8 15/10/2017 - 18:47
      3291 Сообщений

      Здравствуйте, Иван!

      Были бы деньги, то обязательно поблагодарил и материально

      Не надо, написав, этот комментарий вы уже сделали гораздо больше, чем большинство, прочитавших эту или другие записи. 🙂

      Хотя, если бы они были, то и не стал бы интересоваться трейдингом

      Сразу хочу огорчить, что для трейдинга тоже нужны деньги, а чтобы жить только торговлей — нужны довольно большие деньги. Торговля акциями, фьючесрами и валютой, по большей части, ничем не отличается от торговли одеждой или овощами. Те же спрос, предложение, риски, оборотный капитал и прочее…

      Вот, по поводу волатильности.

      Я уже всего и не вспомню, конечно, но помнится мне, что я чего-то там про корни читал. Та еще научная хрень))) Изучая этот вопрос и излогая инфу в статье, я руководствовался индикатором АТR. Я сравнивал свои расчеты с показаниями АТР в МетаТрейдере 4. Как рассчитывает АТР Квик я не знаю.

      Волатильность, при взгляде на свечной график цены, удается определить навскидку?)

      Нууууу…. только если оперировать такими понятиями как «высокая», «низкая» или «средняя»))) Ну или за небольшое количество свечей могу в уме посчитать. 🙂
      Вообще, волатильность понятие относительно и чаще всего на график и реальную торговлю очень трудно натянуть. Единственная сфера применения, на мой взгляд, это использование в стопах и тейках в краткосрочной торговле. Но и опять же — это не панацея, не грааль и не стоит на нее сильно полагаться. Как доп. инструмент — да.

      Ещё вы писали где-то что по свечам уже не работаете.

      Или я неправильно выразился, или неверно поняли. Я не использую классические свечные модели (поглощения, харами, звезды…). Я не раз говорил, что для фьючерсного и рынка спот они не подходят. Так как большинство из них обязательно учитывает гэпы, а также важны тела, но не тени. В современных реалиях вся сила в тенях 🙂 Мне больше нравятся паттерны прайс экшена. Они более адаптированы под современный рынок.

      0
      • Иван. Казань. @ Ответ для: Вадим Атрощенко №9 15/10/2017 - 21:54
        4 Сообщений

        «Торговля акциями, фьючесрами и валютой, по большей части, ничем не отличается от торговли одеждой или овощами.»

        Собственно, определенную сумму скопил как раз на спекуляциях бытовых вещей, с помощью авито. Ищешь недооцененную вещь, проверяешь реальную стоимость (это минус 30-50% от стоимости новой, в зависимости от состояния), оцениваешь спрос на неё (тут скорее интуитивно — к примеру, на самсунг больше спроса, чем на LG) и если есть смысл, то в месяц, в дополнение к основной работе, из 10 т.р. можно сделать 15, без спешки. Правда, работает только в крупных городах. Долго думал как организовать доставку из окрестных городов, чтобы можно было перейти только на этот способ заработка, но ничего реально работающего пока не придумал. Ну, разве что как-то задействовать тех, кто из других городов регулярно ездит в мой и готов по звонку купить то что мне нужно для продажи. Но там совсем мало прибыли остается, так что всё под вопросом.
        Поэтому и заинтересовался спекулятивной торговлей. В идеале думаю её заточить под «инвестиционно-спекулятивную»))
        По поводу волатильности всё прояснили, спасибо.
        Да-да, разумеется как доп. инструмент. В качестве основных индикаторов изучаю объем горизонтальный и вертикальный, торговые каналы, стакан, уровни (зоны, разумеется)) поддержки, свечные графики (пока, думаю, из свечного графика глаза берут лишь 10-20% информации). И ещё ленту сделок. Основной упор на объемы. Хочется всё понять. Или, по крайней мере больше, чем другие.
        Пока тренируюсь на демо-счёте.
        Вам, Вадим, спасибо за ответы и детальные статьи. По вышке я журналист и могу сказать, что написано очень грамотно.

        0
        • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Иван. Казань. №10 16/10/2017 - 20:54
          3291 Сообщений

          В идеале думаю её заточить под «инвестиционно-спекулятивную»))

          Тогда вам прямой путь на Мосбиржу и торговлю акциями на ММВБ. Кстати, там волатильность вообще никакой роли не играет 😉

          Пока тренируюсь на демо-счёте

          Это правильный подход. Многие начинающие трейдеры, в поисках быстрой наживы, начинают сразу же торговать «на свои» и очень быстро все теряют.

          По вышке я журналист и могу сказать, что написано очень грамотно

          Спасибо))) Я по специальности — IT-шник и раньше никогда не думал, что буду где-то что-то писать. И, уж, точно, даже в самом страшном сне, мне не могло присниться, что буду заниматься трейдингом. Так что жизнь — забавная штука. 🙂

          0
          • Иван. Казань. @ Ответ для: Вадим Атрощенко №11 17/10/2017 - 17:18
            4 Сообщений

            Да, именно на мосбиржу, через финам. Про форекс раньше уже читал и сложилось мнение что это сплошь «кухни». А играть против ДЦ все равно что против казино. Как и онлайн покер. В общем, не хочу так сильно рисковать и идти в валюту. Может я и не прав)

            0
            • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Иван. Казань. №12 17/10/2017 - 18:14
              3291 Сообщений

              А играть против ДЦ

              Ох, Иван, если бы самым главным противником был ДЦ, то это не было бы проблемой. Увы, самый сильный и самый страшный противник и неприятель, с которым сталкивается трейдер, находится в зеркале 🙂 Сколько лет я торгую на форексе и могу сказать, что ни в одной моей убыточной сделке ДЦ не виноват.

              Может я и не прав)

              В ДЦ есть свои преимущества, например, «бесконечный» демо-счет. Ни один фондовый брокер не даст вам такой возможности. В ДЦ можно открыть центовый счет на 10-100$ и попробовать свои силы. Конечно, если речь идет о десятках или сотнях тысяч долларов, то надо искать биржевые площадки и торговать фьючерсами.

              0
  • KPavel №13 18/10/2017 - 06:18
    142 Сообщений

    Присоединяюсь в очередной раз сказать, что блог полезный, интересный и информация изложена так, что ее легко читать и усваивать.
    Я не люблю заумных нудных формулировок. А когда объясняют непонятные тебе вещи простым языком и наглядными примерами — можно хоть физические явления хоть химические процессы освоить понять и запомнить саму суть.

    Согласен про тему — что бы жить с трейдинга нужны как раз таки деньги достаточно приличные.

    Но мало того. Что бы и просто торговать и стараться следовать своей системе нужны деньги. Это такой парадокс. Торгуешь что бы заработать деньги, но ты при этом должен не беспокоится о том, что тебе нужны деньги. Иначе это ведёт к 99% психологических проблем, с которыми сталкиваешься в трейдинге.

    Открываешь дневник сделок
    Смотришь итог месяца — а там скажем + 1 или + 0.5 риска к примеру. Или вообще минус.
    Из своих же сделок убираешь те что были не по системе, исправляешь к примеру не верный выход — поздний от жадности или ранние от страха. И уже рисков в несколько раз больше в плюс должно было быть. Просто делая по своей системе.
    Не прибавляя туда сделки которые увидел потом, но не зашёл, а надо было бы по системе, не прибавляя факты того что тут надо было тралить стоп потому что тренд шёл и далее, а ты вышел. А просто свои же сделки, которые увидел, в которые зашёл. Но убрав лишние, что не по системе.

    И тут — да согласен ещё, что не ДЦ враг, не «куколы» на фондовом рынке.
    А ты сам нанёс ущерба больше чем эти злые ребята)

    0
  • KPavel №14 18/10/2017 - 06:24
    142 Сообщений

    Про демо, это конечно хорошо не лезть с деньгами сразу. Что бы освоить теорию, какие-то азы начать изучать. Набивать руку и глаз. На то что ты можешь понимать и что тебе может подойти.
    Но вот демо не научит психологическим аспектам.
    А они могут осваиваться гораздо дольше и иметь решающее значение в итоге.
    Можно освоить «свой» метод. Но выйдя на рынок со своими деньгами, да ещё и значимыми для себя. А иначе не будет и значимого заработка для себя, даже дополнительного.
    Тут может все измениться.
    В теории все работало. А по факту убытки или ноль.

    Потому видимо нужно время и упорство и желание. Много много желания, времени и упорства.
    Не опустить руки, не бросить.
    Как говорят вода камень точит 😉

    0
  • Иван. Казань. №15 19/10/2017 - 20:13
    4 Сообщений

    Что ж, остается только пробовать. Нужно только подкопить ещё.
    По поводу психологической составляющей и Вадим и Павел, вы оба правы. Это самый важный аспект. Играл в покер долгое время. Уровень неплохой, но сильно по разному нужно играть в жизни и в онлайне. Для онлайна терпения не хватает. Рано или поздно наступает азарт и тогда всё по барабану. Даже в шахматах азарт иногда наступает)) Проблема не в мозгах. Проблема в эмоциях.
    Для себя нашёл решение вот какое — даёшь себе установку сильную, что это не азартная игра, а способ заработка и приумножения капитала. Тогда становится жалко каждый рубль и уже более тщательно продумываешь ходы и действия. Отрезвляет.
    И возвращаясь к теме волатильности. Хочу попробовать именно на фондовом рынке. Суть стратегии очень проста. Диверсифицировать портфель на 10 инструментов. То есть инструментов 10, а диверсифицированы только 5. Остальные коррелированы сильно. Ну, к примеру:
    1. сбер
    2. втб.
    3. норникель.
    4. росал
    5. лукойл
    6. газпром.
    и т.д.
    То бишь в каждой отрасли пара. 5 раскореллированных отраслей. Это я подогнал под свои личные особенности — чтобы не скучать без дела, пока одна отрасль не дала рост, в это время просчитывать другую. Условия — они должны быть ликвидными (все А1 или второй эшелон) Суть — брать на просадках и продавать на пиках роста. Если нет пика, или вбок всё пошло, то держать пока роста не будет. В целом ведь рынок растёт, так?) А волатильность для того, (она ведь по синусоиде идёт — затишье сменяется активностью, активность порождает скачки цены) чтобы понимать, возможны ли в ближайшее время какие либо изменения в данной паре инструментов. То есть, стоит ли за них браться или у них все ровно будет. Возможно я наивно рассуждаю, но на данном этапе знаний всё кажется логичным.

    1
  • KPavel №16 20/10/2017 - 06:11
    142 Сообщений

    Ну наивно не наивно. Главное что бы ваш метод приносил деньги, а какой он будет….

    По себе могу сказать следующее.
    Начинал именно с такого метода.
    Без стопов, брать на просадках хороших. И держать.
    Изучать ТА тогда не планировал вовсе.
    Вложения считал долгосрочными. Цель обогнать банк депозиты.
    Суммы тогда были небольшие и был постоянный пассивный приток денег помимо тех что были с работы. Пассив копился и хотелось альтернативу банку, так как по моим расчётам что бы выйти полностью на пассивный доход позволяющий поддерживать текущей уровень жизни — понадобилось бы очень очень много времени. Скорее всего тогда бы уже и на лекарства больше бы уходило 🙂

    Страха не было. Было интересно.
    Скажу, что ещё повезло зайти в рынок в конце 2015 года и тогда многие эмитенты хорошо скорректировались и ждать не пришлось.
    Скажу ещё, что все позиции не додержал до своих же целей. Оказалось сложно иметь уже накопленную прибыль и в момент боковика ждать что рост продолжится.

    Потом были ещё вложения но не Голубые фишки. В некоторых по сей день. По ним бумажная прибыль сейчас и жду ещё.

    Потом начал изучать ТА для спекулятивное торговли.

    И по сегодняшний день профит по первому методу есть и фиксированный и бумажный. И выше банка в разы.
    Профиты от спекулятивной торговли есть от недельной стратегии
    От дневной в ноль.

    По первому методу профитов больше чем от недельной спекулятивной

    Но, если бы я попал на рынок в 2008 году, 100% я бы не угадал что падение кончилось и купил бы раньше. Потом бы сидел несколько лет в просадка и потом года через три бы вышел в плюс.

    Вот наверное из-за этого момента и начал изучать и спекулятивную торговлю. Появился страх что долгосрочно это конечно хорошо вкладываться но если будет ещё один 2008 то можно здорово попасть.

    1
  • Наталья №17 12/08/2018 - 19:33
    2 Сообщений

    Огромная благодарность Вам, Вадим. Так все логично изложено, а поэтому — и просто, и понятно. Вы прекрасный преподаватель!

    0

Оставьте комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Генерация пароля