Все, что вы хотели знать о линиях тренда

Линия трендаЗдравствуйте, дорогие читатели нашего блога!

Сегодня я бы хотел продолжить цикл статей, посвященных техническому анализу. Мы поговорим о таком широко известном инструменте технического анализа как линия тренда.

Давайте попробуем мысленно вернуться в начало ХХ века, в эпоху становления и развития теории Чарльза Генри Доу, которая послужила началом технического анализа. В те времена наклонные трендовые линии (наравне с горизонтальными линиями) были единственным инструментом, который позволял провести анализ рынка. Спустя более сотни лет этот инструмент не утратил своей популярности и остается мощным оружием в руках современного трейдера.

Я считаю, что любой трейдер, в независимости от того, на каком рынке (фондовый, валютный, товарный) он торгует, просто обязан правильно строить линии тренда и торговать по ним.

Дочитав эту статью до конца, вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Что называется линией тренда?
  • Как построить линию тренда?
  • Что такое торговля по трендовым линиям.
  • Как строить прогноз с помощью линии тренда.

И еще многие-многие другие.

Прежде чем мы двинемся дальше, я настоятельно рекомендовал бы вам ознакомиться с некоторыми статьями, которые были опубликованы мною ранее, потому что далее я буду часто оперировать понятиями, которые в них встречаются. Вот список этих статей:

Надеюсь, что вы последовали моему совету и прочитали эти статьи и теперь мы можем приступать.:)

к оглавлению ↑

Что называется линией тренда?

Линия тренда — это инструмент технического анализа, основным предназначением которого является выявление тренда на рынке. А также идентификации моментов замедления, изменения направления и разворота текущего тренда.

Говоря простым языком, трендовая линия нужна для того, чтобы определить какой сейчас тренд (бычий или медвежий, а может быть сейчас рынок в боковом движении)? Насколько сильный/слабый текущий тренд? Возможно ли изменение направления движения цены и когда?

Приведу наглядный пример того, как выглядят линии тренда на различных рынках.

Линия тренда на валютном рынке Форекс:

Линия тренда на валютном рынке

Трендовая линия на Российском фондовом рынке (индекс ММВБ)

Трендовая линия на Российском фондовом рынке (индекс ММВБ)

Линия тренда на графике S&P500 (фондовый рынок США):

Трендовая линия на графике S&P500

Я специально привел несколько примеров, чтобы показать вам, что ЛИНИЯ ТРЕНДА РАБОТАЕТ НА ЛЮБОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ.

С этим разобрались, и теперь перейдем к следующему пункту нашей статьи, а именно:

к оглавлению ↑

Как построить линию тренда правильно?

Если начинающему трейдеру дать «чистый график» и попросить провести трендовые линии, которые на его взгляд кажутся важными, то можно увидеть вот такую картину:

Неправильное построение линий тренда

Прямо нейронные сети какие-то, не правда ли?! 🙂 И если этот трейдер будет отрабатывать каждую из этих линий, то это приведет к плачевному результату.

Такие ошибки в построении допускаются потому, что начинающий трейдер не знает основных правил построения трендовых линий.

Для того чтобы научиться правильно строить линии тренда нам придется вернуться немного назад и вспомнить вообще что такое тренд?

Существует невероятное множество определений тренда, но я остановлюсь на одном из них:

Тренд — это последовательность более высоких максимумом и минимумов (справедливо для восходящего тренда) и последовательность более низких максимумом и минимумов для нисходящего тренда.

Тренд

Это очень важно понять и запомнить. Также очень важно уметь «на глаз» на чистом графике отмечать значимые максимумы и минимумы. Возьмем для примера тот же график валютной пары USDCAD, который я показывал выше:

Чистый график USDCAD

А теперь я выделю те максимумы и минимумы, которые считаю существенными. И вот что у меня получилось:

Важные максимумы и минимумы

Для того чтобы провести трендовую линию для восходящего тренда необходимо соединить два значимых минимума, а для нисходящего тренда два значимых максимума.

Еще раз внимательно прочитайте и запомните то, что я написал выше. Для бычьего тренда линия строится по минимумам (уровням поддержки), а для медвежьего — по максимумам (уровням сопротивления). Теперь я вновь вернусь к предыдущему графику и построю несколько правильных линий тренда.

Правильное построение линий тренда

Казалось бы, все просто: взял линию, провел ее через две точки и торгуй себе на здоровье. Но возникает несколько справедливых вопросов:

  • какие именно взять за основу точки максимумов (минимумов)?
  • линию тренда надо проводить по телам или теням свечей?

На эти вопросы нет однозначного ответа. Субъективность — вот самый большой минус технического анализа. Я напишу свои рекомендации по выбору опорных точек, которые основаны на собственном многолетнем опыте практического применения технического анализа.

к оглавлению ↑

Как правильно выбрать опорные точки для построения линии тренда?

При построении линий тренда первой опорной точкой для меня всегда является самый первый низкий минимум (при анализе бычьего тренда) либо же самый высокий максимум (для медвежьего тренда соответственно) на анализируемом участке графика. Вторая точка — это соседний с первым минимум (максимум). Когда происходит пробой трендовой линии (а это всего лишь вопрос времени), необходимо внести корректировки в разметку. Но это еще не означает, что линия утратила свою актуальность и ее надо убирать с графика.

Для примера покажу график, на котором я провел 4 линии тренда.

Методы построения линий тренда

Я специально не стал снимать выделение, что бы вы смогли увидеть через какие точки они были проведены. Вертикальной чертой я отделил именно ту часть графика, которая была проанализирована.

Первой была сформирована красная линия тренда. Как я писал выше, первой точкой был выбран самый низкий минимум, а вторая точка — это следующий (соседний) минимум, образованный после завершения коррекции. Через некоторое время происходит пробой трендовой линии.

Затем появляется возможность провести новую. И я провожу синюю линию тренда. На данный момент это самая важная линия, так как ее пробой будет означать окончательное завершение этого глобального бычьего тренда, в котором валютная пара находится с сентября 2012.

Точки для зеленой линии были выбраны также неслучайно: первая — это начало нового среднесрочного тренда от января 2013, а вторая — это минимум, появившейся после завершения первой коррекции. И четвертая — розовая трендовая линия проведена по аналогии с 3 линией. Точка отсчета — начало среднесрочного тренда от мая 2013 и вторая точка — минимум, образованный после первой коррекции.

к оглавлению ↑

Линию тренда правильно строить по телам или теням свечей?

Как видно из вопроса, трендовую линию можно провести двумя способами: либо провести через тени (экстремумы), либо через уровни открытий и закрытий японских свечей. Вот как это будет выглядеть на графике:

Линии тренда построены по телам и теням свечей

Сразу скажу, что и тот, и другой вид разметки будет верен. Каждый трейдер волен сам выбирать. Я строю трендовые линии исключительно по теням, так как считаю, что цена находится именно там, где она должна быть. Вам важно выбрать какой-то один способ и придерживаться в торговле только его на протяжении всего времени.

к оглавлению ↑

Торговля по трендовым линиям

Для того чтобы понять то, как правильно (а, самое главное, прибыльно) использовать трендовые линии в торговле, необходимо вспомнить еще одно базовое понятие технического анализа. И это понятие носит название поддержка и сопротивление. Если вы, дорогой читатель, еще не ознакомились со статьями, ссылки на которые я давал в начале статьи, то сейчас самое время это сделать.

Так вот, технический анализ подразумевает использование линий тренда исключительно как уровней поддержки и сопротивления.

Соответственно, если уровень выступает в роли поддержки, то от него либо покупаем, либо фиксируем продажи. А если же уровень выступает как сопротивление, то от него либо продаем, либо фиксируем ранее открытые покупки.

Линия тренда в роли уровень поддержки сопротивления

На этом рисунке я хотел бы заострить внимание на том, как зеленая линия ведет себя сначала в роли поддержки, а после пробития она меняет свой статус и становится уровнем сопротивления. Если линия тренда выступала как в роли поддержки, так в роли сопротивления для цены, то значимость этой линии возрастает, и она требует к себе большего внимания.

к оглавлению ↑

Пробой линии тренда

Во многих источниках литературы, да и в Интернете в том числе, можно встретить такое суждение, что пробой трендовой линии — это однозначный сигнал к развороту и открытию соответствующих позиций. Да, возможно, в начале ХХ века это и было таковым сигналом, но сейчас, в современной рыночной конъюнктуре, это не значит ровным счетом ничего. Пробой линии тренда всего лишь сигнализирует о том, что текущее движение меняет свое направление. Неужели вы думаете, что пробой какой-то линии может привести к развороту серьезного долгосрочного тренда? Для этого нужны более весомые аргументы.

Чтобы подтвердить свои слова я приведу один пример все той же валютной пары USDCAD:

Пробой линии тренда

В нашем случае, после пробоя цена «застревает» в боковом диапазоне, а после некоторого времени вновь продолжает свой «медвежий поход» и даже пробивает злосчастную линию в обратном направлении.

Я могу привести десятки таких примеров на различных рынках, где пробой наклонной линии не приводил к серьезным последствиям.

Следующий момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание:

ТРЕНДОВАЯ ЛИНИЯ НУЖНА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИМЕРНУЮ ЗОНУ НАЧАЛА НОВОГО ИЛИ ОСТАНОВКИ ТЕКУЩЕГО ЦЕНОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

Наклонная линия никогда не покажет конкретного ценового значения для открытия или закрытия позиции. Для этого существуют другие инструменты, такие как уровни Фибоначчи, скользящие средние и другие технические индикаторы, свечные паттерны и т. д. Которые в купе с наклонными уровнями поддержки-сопротивления покажут прекрасный результат!

И в завершении рассмотрим несколько критериев, которые помогут вам определить важность той или иной линии тренда.

к оглавлению ↑

Показатели значимости линии тренда

  1. Тайм-фрейм. Трендовая линия, проведенная на старшем тайм-фрейме (месячный, недельный, дневной) имеет большее значение, нежели линия, проведенная на младших (ниже H1).
  2. Количество касаний. Чем больше раз цена касалась линии тренда, тем устойчивее считается данный тренд.
  3. Продолжительность. Так линия, которая существует несколько месяцев, будет вызывать большее доверие и интерес у трейдеров, чем линия, просуществовавшая несколько часов.
  4. Угол наклона. По величине угла наклона трендовой линии можно судить о силе тренда. Так, если угол наклона близок к 90 градусам, то это говорит о наличии сильного импульсного движения. Если величина угол наклона линии стремится к 0, то это показывает слабость тренда и высока вероятность того, что цена либо развернется, либо перейдет в боковое движение. Чаще всего сильные и долгосрочные тренды развиваются под углом наклона трендовой линии ~45 градусов.

Возможно, сначала у вас не будет получаться строить трендовые линии правильно. Это нормально. Как и в любом другом деле, в техническом анализе необходим опыт. А для опыта необходимы время, практика и терпение. У меня (в свое время) ушло около полугода ежедневной практики и торговли на «бумаге», прежде чем я научился видеть, понимать и правильно строить линии тренда.

Для развития этого навыка я могу посоветовать вам одно очень простое упражнение. Открываете дневной график любой валютной пары (ну или любого другого финансового инструмента), отматываете на несколько лет назад и начинайте строить трендовые линии. Но не рисовать их бездумно, а анализировать, обращая внимание на то, как долго просуществовала линия, сколько раз цена взаимодействовала с уровнем, как далеко уходила после пробоя линии тренда и прочее-прочее. Поверьте, проанализировав таким образом пару сотен графиков, вы станете настоящим профессиональным техническим аналитиком.

На этом у меня все. Всем, кто читает эти строки, я хочу выразить отдельную благодарность за упорство и тягу к знаниям. Верьте в свои силы, у вас все получится!

Спасибо за внимание. До скорых встреч.

Успехов в торговле!

P. S. Друзья, а теперь, чтобы отдохнуть от прочитанного материала, предлагаю посмотреть небольшое видео о том, как надо зарабатывать на Форекс:

С уважением, Вадим Атрощенко

65 комментариев к “Все, что вы хотели знать о линиях тренда

  • Михаил №1 10/08/2013 - 10:16
    1 Сообщение

    Спасибо за информацию: классный сайт, отличные статьи — это именно то, чего так не хватает начинающим!

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Михаил №2 10/08/2013 - 16:01
      3291 Сообщений

      Спасибо, Михаил за слова благодарности. Всегда приятно читать такие комментарии

      0
  • Сергей №3 29/09/2013 - 22:21
    1 Сообщение

    Полезной информации никогда не бывает много. С уважением, спaсибо!

    0
  • Татьяна №4 19/11/2013 - 15:19
    2 Сообщений

    Спасибо за разжевывание) почти все понятно.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Татьяна №5 19/11/2013 - 15:41
      3291 Сообщений

      О, а почему почти? Что-то еще осталось непонятным? 🙂
      Не стесняйтесь, спрашивайте. Я помогу

      0
      • Татьяна @ Ответ для: Вадим Атрощенко №6 20/11/2013 - 13:47
        2 Сообщений

        Почти в том смысле, что когда самостоятельно начинаешь искать линии тренда, то наверняка не знаешь правильно ли ты их определил или заблуждаешься, т. е. всегда остаются сомнения. Наверное со временем придет и опыт, а пока как слепой котенок — тык-мык 🙂

        0
        • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Татьяна №7 20/11/2013 - 14:00
          3291 Сообщений

          Ну так в чем проблема? Давайте устроим небольшой интерактивчик? 🙂 Сделайте разметку, сохраните график в виде рисунка, загрузите на какой-нибудь хостинг картинок и напишите ссылку в комментариях. А я покритикую 😉
          Или мне рисунок пришлите, а я сам выложу.

          Сомненья будут всегда. Это факт. Просто со временем придет опыт, а с опытом придет уверенность в своих действиях. Это тоже факт. Ничего страшного, все получится. У меня на понимание линий тренда ушло более полу-года.

          0
  • Иван №8 26/11/2013 - 16:48
    128 Сообщений

    Вадим, у меня вопрос по углу наклона трендовой линии. Судя по историческим данным, те движения, где линия тренда близка к 90 градусам, как правило, очень не продолжительны и имеют не ярко выраженные вершины. А построение ценового канала в этом случае тоже вызывает вопросы… нужно его строить на таких импульсах или не нужно??? Возможно, я просто не увидел таких продолжительных трендовых движений? Если вы можете привести такие примеры, то было бы очень интересно посмотреть и попытаться проанализировать. Спасибо. С уважением, Иван.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Иван №9 26/11/2013 - 20:21
      3291 Сообщений

      Да, вы правильно рассуждаете. Чем больше угол наклона тренда, тем он не продолжительнее. Хотя все относительно. Смотря откуда посмотреть. Так, при торговле на младших тайм-фреймах, резкое движение цены, продолжительностью в несколько дней, покажется бесконечно-долгим. А для недельного графика, это движение будет вполне приемлемым.

      При построении ценовых каналов важно учитывать еще и факт вложенности каналов. Возьмем все тот же канадский доллар. Дневной график от 19 июня 2013 г., когда цена за несколько дней «взлетела» более чем на 300 пипсов. С одной стороны — это непредсказуемое движение цены, но если включить недельный график, то все становится на свои места. И здесь отчетливо видно, что цена двигается в рамках недельного восходящего канала от 09.09.2012 г. И на текущий момент времени цена подошла к медиане этого канала.

      Примерно, как-то так. 🙂 Искренне надеюсь, что объяснил понятно. Если что — пишите.

      Успехов!

      0
  • Оксана №10 17/01/2014 - 16:21
    1 Сообщение

    Спасибо огромное, Вадим. Очень полезная и грамотная статья. Мне пригодилось.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Оксана №11 17/01/2014 - 19:45
      3291 Сообщений

      Здравствуйте, Оксана. И Вам спасибо за то, что нашли время и поблагодарили, написав комментарий.
      Жду новых комментариев с вопросами, пожеланиями, предложениями. 🙂

      0
  • Сергей №12 08/04/2014 - 16:02
    8 Сообщений

    Спасибо большое за подробное описание в этой статье с иллюстрациями. И отдельное спасибо за видео-прикол. Посмеялся от души ;)))

    0
  • Иринка №13 02/05/2014 - 02:44
    6 Сообщений

    Добрый день! Замечательная статья и сайт просто прекрасный, без всяких всплывающих и «волшебным» образом открывающихся рекламных окон. Много полезной информации в одном месте, очень удобно для самообразования, т.к. чтобы освоить эту науку надо горы информации перелопатить и опыт наработать, а здесь и теория и практические советы. Спасибо автору, что находите время вести такой интересный, познавательный блог. Скажите, пожалуйста, а на основную работу у вас время остается или трейдинг это ваш основной заработок? Просто у меня работа отнимает столько времени, что его не остается на обучение и работу на форекс, может посоветуете как совмещать. Спасибо.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Иринка №14 02/05/2014 - 10:03
      3291 Сообщений

      Доброго времени суток, Иринка!
      Спасибо за хороший отзыв.
      Трейдинг — это не основной доход. Время на совмещение с торговлей хватает и еще остается. Это благодаря тому, что я торгую на дневных графиках, мне не надо часами просиживать возле торгового терминала.
      Посоветовать могу тоже самое — торговля на дневных графиках. А для обучения изыскивайте резервы. Тут у каждого все индивидуально 🙂

      0
  • razv №15 02/06/2014 - 07:03
    1136 Сообщений

    Товарищи, посмотрите пожалуйста, я правильно выделил важные точки и точку отсчета?
    http://radikal.ru/fp/d3a593b11d624a06b81e90b1d376b1be

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: razv №16 02/06/2014 - 11:22
      3291 Сообщений

      Что значит правильно или неправильно? В трейдинге нет чего-то абсолютного, смотря как на это (ситуацию) посмотреть. Сослан, вы бы еще написали ход ваших мыслей, логику рассуждения. Это более важно, чем просто рисунок. Что же касается графика, то данная разметка имеет место быть. Эту ситуацию можно расценивать либо так, либо брать в расчет то, что с января месяца формировался торговый диапазон с ложными пробоями.
      Так что, чисто технически, вся разметка построена верно. Не считаю того, что 1-я точка опять проведена не через максимальную точку, а почему-то через соседнюю свечу. 🙂

      0
  • razv №17 02/06/2014 - 23:05
    1136 Сообщений

    )))))не знаю как у других, а на рынок я попал благодаря вот таким роликам. Ахахахаха))))) все в точку, Вадим. Скажите, а что за песня?

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: razv №18 02/06/2014 - 23:11
      3291 Сообщений

      Какая песня? Если в начале ролика, то не знаю. Эта мелодия есть в медиа-библиотеке программы, с помощью которой записывали это видео.

      0
      • razv @ Ответ для: Вадим Атрощенко №19 03/06/2014 - 06:57
        1136 Сообщений

        Не-е, в конце. «Есть такая финансовая каста… «и т.д. Уж больно сильно она мне понравилась

        0
        • razv @ Ответ для: razv №20 03/06/2014 - 08:57
          1136 Сообщений

          доброе утро всем)))) У меня утро 8:47, но число допустим 11.11.2011года. И проведем линии тренда. Согласно статьи я постарался найти первую точку. Это был минимум от 6.10.2011. Вторая точка мною взята после небольшой коррекции от 18.10.2011. Но затем произошло небольшое изменение тенденции. И мною была взята еще одна точка (синим цветом) от 31.10.2011(Самый верхний максимум). Вторая точка — это свеча от 8.11.2011. Ее я взял потому, что она следует вторым снижающимся максимумом. Я решил для себя брать линии тренда по теням. Все-таки Вадим прав. Если цена там была, значит это тоже нужно. Вот такой вот небольшой анализ с утра я провел. Прошу всех писать комменты, замечания. А, да. Время указанное в статье по Москве.
          http://radikal.ru/fp/dae5234dd55040aca9d503a4a9174940
          С уважением ко всем вам Я)))) Удачного дня

          0
          • Вадим Атрощенко @ Ответ для: razv №21 03/06/2014 - 09:55
            3291 Сообщений

            Все верно. Только не понятно, зачем вы указываете время и часовой пояс, ведь все равно на истории смотрим. 🙂

            А вот расскажите мне, Сослан, вот еще что. Линию-то мы нарисовали, а как ее торговать? Т. е. анализ рынка (на тот момент времени) относительно этой линии?

            0
  • razv №22 03/06/2014 - 18:36
    1136 Сообщений

    я не знаю, как правильно торговать в данном случае, но я сделал бы так. Взял бы от первой точки свечи (синяя единичка) отступил бы 15 пунктов и выставил бы ордер на покупку. Далее нашел бы минимум; я не знаю где он там и выставил бы ордер на продажу. По первому ордеру т/п брал половину от предыдущего движения вверх, с/л половина т/п. Вторая сделка — т/п брал бы до красной единички, т.к. там может быть уровень сопротивления, а с/л половину т/п.
    Пишите все замечания, комменты))))) буду ждать с удовольствием. Мне бывает приятно почитать ваши сообщения, товарищи.
    С уважением к вам всем Я))))))

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: razv №23 03/06/2014 - 20:47
      3291 Сообщений

      Первая сделка (та, что на покупку) мне нравится. Она логична с точки зрения технического анализа. Но вот, если брать по рынку, то стоит подумать. Посмотрите на угол наклона линии тренда и то, сколько цена уже прошла. Мне кажется, что должна быть более приличная коррекция и дальше движение вверх будет продолжено.
      А вот со сделкой на продажу я чего-то не понял. Если цена не пробила эту линию тренда, то это значит, что мы находимся в восходящем тренде. И зачем нам тогда продавать против тренда? 🙂

      С уважением к вам всем Я))))))

      Сослан, подпись уникальную Вы уже себе придумали, может и граватар тоже сделаете? 😉

      0
  • Алексей №24 05/06/2014 - 18:00
    780 Сообщений

    http://radikal.ru/fp/8f3db6e248f04f4597096cd6b84ccdc7
    На евро убрал лимитник, на фунте хотел поставить, а про австрала по-моему забыл, что выставил, вот такие теперь вопросы насчет красной линии…
    Кстати, по моей загадочной методе торговли, если завтра график не изменится ауди надо покупать, вот так:)

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Алексей №25 05/06/2014 - 20:36
      3291 Сообщений

      То же не стал бы принимать в расчет, потому что этот максимум не важен. Почему? Потому что минимум, который был перед этим максимум не переписал предыдущего минимума. 🙂
      Вы смотрели вебинары мои по трендам и линиям тренда? Я там все это рассказываю 😉
      Не могу сказать, что у вас там за секретная методика, но это все очень просто объясняется с точки зрения цены: она (цена) не пробила уровень 0,9200, а это значит, что пойдем вверх

      0
      • Алексей @ Ответ для: Вадим Атрощенко №26 06/06/2014 - 01:34
        780 Сообщений

        Да, все верно, ауди поймал лося. Получается, если сейчас образуется максимум, он переписал предыдущий и мы его уже можем учитывать. А с минимумами я, действительно, недосмотрел. У вас-то глаз наметан, можно сказать на автомате работаете, будем тоже автоматизироваться

        0
        • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Алексей №27 06/06/2014 - 07:58
          3291 Сообщений

          можно сказать на автомате работаете

          Годы тренировок 🙂

          0
  • Алексей №28 06/06/2014 - 03:52
    780 Сообщений

    http://radikal.ru/fp/fbdcbe23727f4a9e9f7403e362dc10fd
    Как я понимаю, минимумы, отмеченные красным прямоугольником, можно не воспринимать как важные экстремумы и линии тренда через них провести будет ошибочным из нижнего минимума?
    С другой стороны
    http://radikal.ru/fp/edb8ee5340924dd58f52c5bb8e8d5aa3
    вы бы Вадим провели так линию?

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Алексей №29 06/06/2014 - 08:03
      3291 Сообщений

      Как я понимаю, минимумы, отмеченные красным прямоугольником

      В этом случае я бы провел вот такую штуку:
      http://radikal.ru/fp/5d976784108b4f5497b6f358874befcb

      С другой стороны

      Я не посмотрел на этот рисунок, прежде чем выложить свой. 🙂

      0
  • Василий №30 11/09/2014 - 14:21
    732 Сообщений

    Вадим! А есть ли такой способ проведения линий тренда, когда они проводятся на линейном графике?
    http://www.mql5.com/ru/charts/2 350 171/eurusd-h4-roboforex-lp
    Например, как тут. Выглядит довольно занимательно. К тому же 55 муввинг как бы подтверждает важные уровни/зоны.
    http://www.mql5.com/ru/charts/2 350 176/eurusd-h4-roboforex-lp
    А вот так это выглядит на свечном графике.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Василий №31 11/09/2014 - 14:26
      3291 Сообщений

      А линейный график это что? Это цены закрытий, поэтому, если мы будем проводить линии тренда на свечном графике, но не по экстремальным точкам, а по ценам закрытия, то получим примерно такую же картину

      0
  • Елена №32 22/11/2014 - 11:35
    3 Сообщений

    Совсем недавно начала изучать работу трейдера. совсем мало знаю и много непонятного. Даже не знаю с чего начать — натолкнулась на Ваш блог. Кое-что проясняется. Спасибо Вам.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Елена №33 22/11/2014 - 11:49
      3291 Сообщений

      Здравствуйте, Елена.
      Прежде всего рекомендую подписаться на мою рассылку и посмотреть вебинары. Именно в том (хронологическом) порядке.
      Затем открывайте демо-счет, изучайте торговый терминал и торгуйте, торгуйте, торгуйте… Будут вопросы — пишите, постараемся помочь 🙂

      0
  • razv №34 22/11/2014 - 19:57
    1136 Сообщений

    Вадим, можно потренироваться? Период с 11месяца 13 года. График я взял специально Н4. USD\CHF
    http://radikal.ru/fp/9274e12fe30b44b3ae3c9399eb37ff2a
    соответственно там где жирная линия — ордер на отбой от нижней границы канала.

    Далее… USD\CAD
    http://radikal.ru/fp/f5e45d2e3234485fb5d4ed18a4718eb8
    Мною был взят период май 2012. Был взят максимум за анализируемый период от 4.06. Следующий был 28.06; минимум был 19.06. Был проведен канал по этим точкам. Цена пробила нижнюю границу канала, а это хороший сигнал. Но мною был выделена зона, бывшая поддержкой в август-сентябрь 2011 и сопротивлением в февраль-апрель 2012. Врать не буду — не знаю, что делать. Если не знаю, то жду…
    Пишите все))) Повторение — мать учения))) Буду рад замечаниям, комментам. Кстати, что было за периодом моего анализа я не смотрел. Почему? Сам не знаю. Интересно ваше мнение, дорогие друзья. Как будут выявлены мои ошибки, тогда гляну.
    С уважением к вам всем Я)))))

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: razv №35 22/11/2014 - 20:22
      3291 Сообщений

      Сослан, каналы построены верно, но вот только прочтите внимательно название темы этой статьи.
      Пишите тематические комментарии к соответствующим статьям

      0
      • razv @ Ответ для: Вадим Атрощенко №36 22/11/2014 - 20:32
        1136 Сообщений

        а мои действия, описанные после каналов? они сообразуются с данной обстановкой или нет?

        0
        • Вадим Атрощенко @ Ответ для: razv №37 22/11/2014 - 20:43
          3291 Сообщений

          Вы — трейдер, вы торгуете, проводите анализ текущей ситуации, совершаете сделки, делаете работу над ошибками, и только в этом случае я прокомментирую сделку. Закрытую, выстраданную сделку. Если это было в прошлом, то это уже прошлое. Оно может и не повторится. Гипотетическое развитие гипотетической ситуации меня также не интересует. Это пустая трата времени.

          0
  • Виктор №38 05/01/2015 - 08:32
    1 Сообщение

    Спасибо судьбе, что привела меня на эту площадку. До этого скакал по интернету и искал ответы на свои «глупые» вопросы. Здесь все досконально и понятно для начинающего. И написано очень легко не заумно.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Виктор №39 05/01/2015 - 11:34
      3291 Сообщений

      Виктор, спасибо за комментарий. Посмотрите еще мой вебинар по линиям тренда и каналам. Там более подробно расписано
      PS опечатку исправил

      0
  • Artem №40 01/03/2015 - 01:57
    11 Сообщений

    Спасибо за статью) Теперь вопросы:
    1) Виктор Спарандео (из книги Новые маги рынка, Швагера) говорил:"В случае восходящего тренда нужно строить линию от самого низкого минимума до самого высокого минимума сразу перед самым высоким максимумом, выбирая очки так, чтобы линия тренда не проходила через какие-либо цены между этими двумя точками".Можете показать как это понимаете вы? 2) Просматривая графики я увидел что цена примерно на одно и тоже расстояние отходит от скользящей средней (как я понимаю как и от других индикаторов цена стремится к балансу т. е. к средине, в данном случае к тренду). По вашему опыту она действительно отдаляется примерно на одно и тоже расстояние?

    0
    • Artem @ Ответ для: Artem №41 15/05/2015 - 18:30
      11 Сообщений

      1) Виктор Спарандео (из книги Новые маги рынка, Швагера) говорил:"В случае восходящего тренда нужно строить линию от самого низкого минимума до самого высокого минимума сразу перед самым высоким максимумом, выбирая очки так, чтобы линия тренда не проходила через какие-либо цены между этими двумя точками".Можете показать как это понимаете вы?
      2) Просматривая графики я увидел что цена примерно на одно и тоже расстояние отходит от скользящей средней (как я понимаю как и от других индикаторов цена стремится к балансу т. е. к средине, в данном случае к тренду). По вашему опыту она действительно отдаляется примерно на одно и тоже расстояние?

      0
      • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Artem №42 15/05/2015 - 20:03
        3291 Сообщений

        Вот на этой картинке посмотрите на линию «4». Самый высокий минимум перед самым высоким максимум и 1-й минимум начала движения.

        цена примерно на одно и тоже расстояние отходит от скользящей средней

        Да, есть такое. По моему опыту я стараюсь крайне скептически относится ко всем математическим методам анализа рынка. Поэтому такого рода статистику не собирал и не пользуюсь этим свойством. Знаю, что есть какие-то системы, основанные на возврате цены к своему среднему значению.

        0
  • Геннадий Веселов №43 15/05/2015 - 14:50
    1 Сообщение

    Спасибо за инфу!

    0
  • Алексей №44 24/11/2015 - 01:50
    19 Сообщений

    Здравствуйте, Вадим. Спасибо за статью. У меня напрашивается вопрос. Тренд может менять свой угол наклона. Но ведь чем острее он становится тем опасней становится торговать по тренду. Вот пример https://charts.mql5.com/9/464/audusd-m-w1-robotrade-ltd.png

    Мне кажется тут назревает довольно неплохая коррекция. Спасибо.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Алексей №45 24/11/2015 - 14:56
      3291 Сообщений

      Но ведь чем острее он становится тем опасней становится торговать по тренду

      Почему же опаснее? Просто становится сложнее найти точку входа в рынок, потому что нет коррекции и цена стремительно движется.
      Что же до графика, то может будет, а может и не будет коррекция. Я не люблю строить долгосрочные прогнозы. Сейчас на недельном флэт, если закрепятся выше 0,75, то есть потенциал хода до 0,8 сходим. Но опять же это только предположение.
      Кстати, Алексей, вопросы по текущему рынку давайте обсуждать в моих обзорах. 😉

      0
      • Алексей @ Ответ для: Вадим Атрощенко №46 24/11/2015 - 15:46
        19 Сообщений

        Вадим, спасибо) Просто, мне кажется, что если цена так стремительно движется, что угол тренда приравнивается ближе к 90, то явно неплохо было бы ей скорректироваться.
        Но вот ещё вопрос, Вы сказали что не любите строить долгосрочные прогнозы. А каким для себя вы считаете основной тренд (первичный) на д1?
        Просто в одном из предыдущих комментариев я прикрепил скрин, где провел три трендовые линии. Кстати, правильно я это сделал? Дело в том, что пока пробьется первичная линия (самая верхняя) и так будет ясно что тренд поменялся.
        Извините за много вопросов.

        0
        • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Алексей №47 24/11/2015 - 19:02
          3291 Сообщений

          то явно неплохо было бы ей скорректироваться.

          Не факт. Например, недельный график евро с мая 2014 года. Там и на дневном графике цена не особо корректировалась

          А каким для себя вы считаете основной тренд (первичный) на д1?

          Не понял, что значит основной первичный тренд на д1? Применительно к какому-то инструменту или в общем?

          Кстати, правильно я это сделал?

          В целом да, только надо определиться и строить их либо по теням, либо по телам. А не так, что одна точка по теням, а вторая по телам.

          пробьется первичная линия (самая верхняя) и так будет ясно что тренд поменялся

          Советую почитать вот эту статью.

          0
  • Антон №48 10/11/2016 - 09:43
    1 Сообщение

    Очень полезный ресурс. Всегда восхищался людьми, которые открыто делятся своими знаниями и опытом! Спасибо за грамотно истолкованный материал! Продолжайте в том же духе! Удачи Вам!

    0
  • Роман №49 18/11/2016 - 11:43
    2 Сообщений

    ООООчень хороший сайт и статьи!!! Настолько все четко описано и приведены примеры — информация залетает на ура!
    Я даже беру и просто пишу конспект по каждой статье, за пару дней столько полезной информации узнал.
    Спасибо за то что знаниями делитесь — желаю вам по 1000% годовых делать 😉

    0
  • Влад №51 03/04/2017 - 19:37
    1 Сообщение

    Вадим, спасибо большое, все понятно. А не могли бы вы проверить мой график и мои мысли по нему. Я первый раз построил. Совместил линии тренда, фиб-веер и уровни коррекции фибоначчи. Хочу мнение эксперта услышать, ошибки исправить. Спасибо.

    0
  • MaksymLutsenko №53 26/09/2017 - 23:13
    7 Сообщений

    Вадим, здравстуйте! Заранее говорю спасибо за статью. Решил попрактиковаться с построением линий тренда на текущих данных. Хочется критики от Вас…
    За основу взял пару EUR/USD Daily. Картинка выходит следующая: http://img.av-finance.ru/images/2017/09/26/EURUSD2017trendlinea149a.png
    1) Для построения красной линии выбрал минимум 1.0338 (03.01.2017) и следующий после коррекции минимум 1.0452 (11.01.2017). Пробой линии произошел 06.02.2017.
    2) Далее для построения синей линии выбрал локальный минимум, образованный после пробоя красной линии — 1.0491 (22.02.2017). Я провел синюю линию от первоначального минимума (1.0338) через локальный минимум (1.0491).
    3) При построении зеленой линии возник вопрос. Пришлось «включить» субъективность. Загвоздка в новом локальном минимуме, от которого я планировал строить зеленую линию. Дело в том, что цена в период с 21.02.2017 по 09.03.2017 консолидировалась, двигалась в небольшом канале. А 02.03.2017 практически возвращалась к минимуму от 21.02.2017. В связи с этим я принял за основу именно минимум свечи от 02.03.2017 с значением 1.0493. Далее я провел линию через ближайший минимум после коррекции, т. е. через 1.0597 (14.03.2017). Пробой зеленой линии произошел 30.03.2017.
    4) И следующую розовую линию я провел через новый локальный минимум 1.0568 (10.04.2017) и минимум после коррекции 1.0837 (11.05.2017).
    При анализе графика видно, что зеленая и розовая линии являются значимыми для цены, т.к. зеленая линия уже трижды выступала уровнем сопротивления, а розовая — четырежды являлась уровнем поддержки.
    Таким образом, на сегодняшний день есть мнение, что евро пустилось к поиску нового локального минимума. Это подтверждает пробой от 20.09.2017 с подтверждением от 25.09.2017. Хотелось бы узнать Ваше мнение…

    1
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: MaksymLutsenko №54 27/09/2017 - 09:17
      3291 Сообщений

      Максим, доброго времени суток!

      Хочется критики от Вас…

      Комментарий очень хороший, тем не менее, критика будет 😉

      Картинка выходит следующая

      Я порисовал немного на вашем графике:
      http://img.av-finance.ru/images/2017/09/27/EURUSD2017trendlinea149a-min8a720.png

      Красная и зеленая линии вообще не нужны. Точнее они имели место быть, но на мелких тф, м30-н1. В рамках Д1 они не актуальны. Если мы будем брать в расчет каждую такую линию, то на графике у нас останутся только исключительно линии.
      Синяя линия построена правильно, но не точно. После вашей точки цена делает еще более низкий минимум, что дает нам возможность построить так, как это сделал я. Кстати, в идеале, строим мы эту линию после того, как цена протестирует предыдущий максимум (отбой, ложный или истинный пробои).

      Когда цена пробивает локальный максимум и обновляет его, формируя новый (т.2), мы получаем возможность провести еще одну линию тренда. Собственно, это вы и сделали, построив розовую линию. К ней вообще никаких претензий нет.
      Сейчас мы наблюдаем пробой этой линии. И как только цена вернется, чтобы ее протестировать, можно искать продажи.
      В целом, все хорошо и здорово. Немного практики и будет еще лучше 😉

      0
  • MaksymLutsenko №55 03/10/2017 - 23:14
    7 Сообщений

    Вадим, здравствуйте! Я решил продолжить свою практику в построении линий тренда. Вновь обращаюсь за критикой к Вам…
    Сегодня «подопытным кроликом» выступит тяжеловес GBP/USD Daily.
    А вот то, что получилось: http://img.av-finance.ru/images/2017/10/03/GBPUSDDailytrendlinebd38a.png
    При построении линий тренда размышлял следующим образом:
    1) Для построения зеленой линии выбрал минимум 1.2586 (21.06.2017) и следующий после коррекции минимум 1.2810 (12.07.2017). Пробой линии произошел 04.08.2017.
    2) Далее для построения синей линии выбрал локальный минимум, образованный после пробоя зеленой линии — 1.2771 (24.08.2017). Я провел синюю линию от первоначального минимума (1.2586) через локальный минимум (1.2771).
    3) И следующую розовую линию я провел через новый локальный минимум 1.2771 (24.08.2017) и минимум после коррекции 1.2851 (31.08.2017).
    При анализе графика видно, что зеленая линия является уровнем сопротивления с образованием нового локального максимума 1.3653 (20.09.2017), а розовая линия по моим убеждениям и законам технического анализа должна стать уровнем поддержки.
    Исходя из этого, я жду отбоя цены от розовой линии в диапазоне цен 1.3150−1.3300.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: MaksymLutsenko №56 04/10/2017 - 20:16
      3291 Сообщений

      Я решил продолжить свою практику

      Практика — это хорошо)))

      И следующую розовую линию я провел

      Со всем согласен, кроме этой. Я сторонник того, чтобы трейдинг сделать максимально объективным, а для этого нужны четкие правила. Вы пишите: «минимум после коррекции». У меня возникает резонный вопрос: а что есть коррекция? Думаю, если мы найдем ответ на этот вопрос, то поймем, правильно ли построена эта линия или нет 😉

      0
  • MaksymLutsenko №57 04/10/2017 - 23:29
    7 Сообщений

    Вадим, здравствуйте!
    Нашел по запросу в интернете определение, что такое коррекция.
    «Коррекция рынка, либо откат рынка — это движение цены в противоположную сторону по отношению к действующему в данный момент тренду, которое возникает из-за перекупленности либо перепроданности рассматриваемого финансового инструмента.»
    Я вновь посмотрел на график и понял, что нынешняя ситуация с парой GBP/USD на дневном тайм-фрейме похожа на ситуацию, связанную с окончанием коррекции.
    Очень похоже на то, что я ошибся с выбором нового локального минимума, через который я провел розовую линию.
    По сути, розовой линии не должно было быть.

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: MaksymLutsenko №58 05/10/2017 - 08:40
      3291 Сообщений

      Нашел по запросу в интернете определение

      Я как-то проводил вебинар на тему инструментов Фибоначчи и там рассказывал о структуре ценовых движений (импульс/коррекция).

      Коррекция рынка, либо откат рынка — это движение цены в противоположную сторону

      В целом, все верно, не придерешься. А теперь еще один вопрос: как применить это определение на практике? Как совместить с графиком? Я бы это определение сформулировал так:
      Коррекция рынка, либо откат рынка — это движение цены в противоположную сторону по отношению к действующему на расстояние в диапазоне от 23,6−61,8%.
      Видите разницу? 🙂

      0
  • MaksymLutsenko №59 07/10/2017 - 23:14
    7 Сообщений

    Вадим, здравствуйте! Разницу естественно вижу. Мне становится всё интереснее. Я уже посмотрел Ваш вебинар — очень доходчиво.
    Я вернулся к графику пары GBP/USD Daily и применил определение коррекции на практике посредством уровней Фибоначчи.
    Вот то, что получилось: http://img.av-finance.ru/images/2017/10/07/GBPUSDDailytrendline07.10.2017aa204.png
    Комментарий следующий:
    1) Я убрал розовую линию, которая была в первичном графике, т.к. коррекционное движение не завершилось и новый локальный минимум не образовался.
    2) Есть ощущение, что происходит либо смена тренда, либо изменение направления движения цены. Это видно по глубокой коррекции (более 61,8% по уровням Фибоначчи) восходящего тренда, который длится с конця июня 2017 года. Данная коррекция уже четвертая по счету. Поэтому и есть сомнения.
    3) На графике GBP/USD Month продолжается нисходящий тренд, который начался в середине 2014 года. Цена же находится в процессе окончания 3-ей коррекции и данная коррекция среднесрочная. Опять же говорить об окончании коррекции я смогу лишь к концу текущего месяца.
    Как вывод, я думаю, что следует искать возможность продавать только после подтверждения смены тренда. По моему мнению, ближайшие уровни сопротивления для цены — в районе 1.3250 и 1.3450, т.к. это важные ценовые уровни.
    Заранее благодарен за ответ…

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: MaksymLutsenko №60 08/10/2017 - 18:13
      3291 Сообщений

      Заранее благодарен за ответ…

      А в чем вопрос? 🙂

      Есть ощущение

      Если есть ощущение, то лучше битву экстрасенсов смотреть 😉 В трейдинге же должны быть правила. В нашем случае правило того, что такое тренд, что такое коррекция, что такое разворот тренда. Вот когда будут правила, регламентирующие то или иное событие, вот тогда и ощущение пропадут и уверенность появится. Ощущения=субъективность=неуверенность=стоп-лосс.

      Данная коррекция уже четвертая по счету

      Ну это смотря как посмотреть. Если уменьшить масштаб графика и посмотреть на него с октября 2016 года, то с этой колокольни можно сделать совершенно другие выводы. Как думаете?)))

      продолжается нисходящий тренд, который начался в середине 2014 года

      Как по мне, так нисходящий тренд начался в ноябре 2007 года.

      Цена же находится в процессе окончания 3-ей коррекции и данная коррекция среднесрочная

      Опять же, смотря откуда считать. Если брать за точку отсчета 2007 год, то коррекций было больше.

      Говорить об окончании коррекции я смогу лишь к концу текущего месяца.

      И вновь это нас возвращает к тому что я написал выше про ощущения. Должны быть правила или определения тех или иных понятий. В нашем случае, у меня возникает вопрос «как определить окончание коррекции»?

      0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: MaksymLutsenko №61 08/10/2017 - 18:19
      3291 Сообщений

      Максим, могу посоветовать очень полезное упражнение, помогающее прокачать скил в построении линий тренда, горизонтальных уровней, каналов и прочего. Открываете график какого-нибудь инструмента. Делаете его разметку и сохраняете скриншот. Затем закрываете его и забываете. Через неделю открываете снова и опять делаете разметку. Сохраняете скриншот. Затем сравниваете два скриншота. В результате, разметка графика должна совпадать процентов на 90%.
      Важно, чтобы инструмент был не знакомым и не примелькавшимся. Если это будут широко известные инструменты, графики которых всегда на виду, то этот совет не сработает.

      0
  • MaksymLutsenko №62 12/10/2017 - 23:30
    7 Сообщений

    Вадим, здравствуйте! По поводу ощущений Вы правы — в трейдинге всегда должны быть четко определенные правила.
    По итогам Вашего вебинара (по инструментам Фибоначчи) я пришел к выводу, что для определения окончания коррекции необходима 3-хсвечная (3-хбарная) формация, в которой для восходящего тренда минимум второй свечи (бара) ниже минимумов первой и третьей, а для нисходящего тренда максимум второй свечи (бара) выше максимумов первой и третьей.
    Есть примеры на реальных ситуациях:
    1) EUR/USD Day 06−09.10.2017: http://img.av-finance.ru/images/2017/10/12/EURUSDDay09.10.2017CorrectionEND859b8.png
    2) GBP/USD Day 06−09.10.2017: http://img.av-finance.ru/images/2017/10/12/GBPUSDDay09.10.2017CorrectionEND3b630.png
    В данном случае мои ощущения по поводу разворота тренда на паре GBP/USD Day не оправдываются и как покажет ситуация далее — продолжается восходящий тренд.
    Я могу провести новую (розовую) линию тренда: http://img.av-finance.ru/images/2017/10/12/GBPUSDDay12.10.2017a5df3.png
    Есть ли еще какие-либо дополнительные правила для определения окончания коррекции?

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: MaksymLutsenko №63 13/10/2017 - 18:24
      3291 Сообщений

      В данном случае мои ощущения по поводу разворота тренда на паре GBP/USD

      Если сопоставить текущие движение с предыдущим, то мы увидим, что движение вниз было равносильно движение вверх как по цене, так и по времени. О чем нам может говорить такое поведение цены? О том, что даже если и был восходящий тренд, то он стал значительно слабее. Для того, чтобы подтвердилось предположение о том, что это тренд, надо дождаться, когда цена перепишет предыдущий максимум. Это будет 1-м сценарием.
      В другом случае, это движение вниз мы расцениваем как импульс вниз, соответственно, это движение верх будет коррекцией к предыдущем. Поэтому, торговля в бай, в целом, предпочтительна. Но если при движении цены вверх, появится слабость и она начнет разворачиваться, это будет нам сигналом к тому, что начал разворачиваться именно второй сценарий.

      Я могу провести новую (розовую) линию тренда

      Нет не можете. Линия тренда — это инструмент, который… описывает тренд. А что такое тренд? Тренд — это повышающиеся/понижающиеся экстремумы. Только когда будет обновлен хай на 1,36 мы проведем эту линию. Тем не менее, утверждать, что вы не правы, я не берусь. Потому что трейдинг — это не точная наука, где можно так, а не иначе. Важна лишь прибыль)))

      0
  • Евгений №64 03/09/2018 - 12:24
    2 Сообщений

    Здравствуйте

    Подскажите где можно подробно ознакомится с биржевой лентой.

    Пожалуйста 'кто что знает или читал 'сбросте ссылку.

    Спасибо что прочитали.

    Хорошего всем дня.

    0

Оставьте комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Генерация пароля