Новый превосходный индикатор или правило 4-х дней

Новый превосходный индикатор или правило 4-х днейЗдравствуйте, друзья!

В этой статье я хочу познакомить Вас с еще одним графическим паттерном безъиндикаторной торговли, основанный на методах анализа поведения цены price action. Он имеет довольно скромное название – «Новый превосходный индикатор» или «Правило 4-х дней». В общем-то, как и большинство других паттренов, этот паттерн носит разворотный характер и подойдет тем трейдерам, кто любит ловить развороты и торговать против тренда.

Это паттерн невероятно примитивный, но очень качественный, поэтому я рекомендую обратить на него внимание.

Обязательно стоит упомянуть, что автором паттерна является уважаемый мною Виктор Сперандео. Также как «паттерн 2В» и «Правило 1-2-3» он впервые был описан в книге «Принципы профессиональных спекуляций». В своих трудах автор рассказывает об исследовании индекса Доу Джонса с 1926 по 1985 гг. За этот период времени Вик в среднесрочной перспективе наблюдал за каждой вершиной и основанием и сделал два наблюдения. Именно эти наблюдения легли в основу «правила 4-х дней». Ниже мы подробно остановимся на каждом из этих наблюдений.

Также обратите внимание, что в названии указано именно 4-х дней. Тем самым автор указывает именно на долгосрочную и среднесрочную перспективу использования этого паттерна. Т.е. для дневных и выше графиков. В общем-то, дни можно смело заменить на свечи (или бары) и использовать на временных интервалах ниже дневного, но надо понимать, что вероятность положительного исхода снижается пропорционально изменению тайм-фрейма.

Правило 4-х дней. Наблюдение первое

Если, после образования максимума в восходящем тренде и минимума – в нисходящем, цена движется на протяжении четырех дней (свечей, баров), против основного движения то высока вероятность разворота тренда.

Схематически это наблюдение можно изобразить следующим образом:

Схема паттерна правило 4-х дней-1

Условия для формирования паттерна:

  1. Все свечи одного цвета, т.е. одинаковые по направлению. Для восходящего тренда – бычьи (как на рисунке выше), для даун-тренда – медвежьи.
  2. Свечи (бары) должны быть направленными, с широким спредом (диапазоном бара) и короткими тенями. В общем, этакий аналог свечной модели 3 белых солдата или 3 черных вороны.
  3. Не должно быть нейтральных баров (доджи).
  4. Среднесрочный экстремум (максимум или минимум) не должен быть переписан.

Покажу пример с реального рынка:

Правило 4-х дней на акциях Газпрома

Это дневной график акции Газпрома. Мы видим как бумага на протяжении месяца снижалась, потом образуется локальный минимум и далее подряд идут 4 бычьих бара. Это и есть одна из разновидностей «паттерна 4 дня» в данном случае вверх. Отрабатывается такой паттерн стоп-ордером на пробой максимума. Стоп-лосс убирается за локальный минимум.

Как видите эта разновидность паттерна очень проста, но вот насколько эффективна? Я не стал бы рекомендовать использовать эту графическую модель для поиска точек входа. Потому что есть шанс «поймать» окончание этой импульсной волны и нарваться на коррекцию. И самое худшее то, что при такой торговле будет очень сильно хромать соотношение риск/доходность.

А вот как подтверждающий индикатор, думаю, он прекрасно подойдет. Т.е., если Вы уже находитесь в сделке и график рисует 4-дневный паттерн, то он может подтвердить правоту Вашего решения.

Теперь мы перейдем ко второму наблюдению Виктора Сперандео и посмотрим на вторую разновидность «Нового превосходного индикатора». Именно эти наблюдения и выводы автора произвели на меня сильное впечатление. Эта разновидность правила 4-х дней позволит «ловить» развороты цены у самых вершин и оснований. Приступим!

Правило 4-х дней. Наблюдение второе

Если после длительного среднесрочного тренда, мы наблюдаем 4-х и более дневную последовательность баров в направлении тренда, то первый противоположный бар (день) может стать вершиной или основанием.

Схематически паттерн выглядит следующим образом:

Схема паттерна правило 4-х дней-2

Условия для формирования паттерна:

  1. Наличие заметного среднесрочного движения (тренда).
  2. Появление последовательности из 4-х и более баров в направлении движения.
  3. Появление бара противоположного по направлению. Если этот бар будет пин-баром или внешним баром, то это будет действительно круто!
  4. Среднесрочный экстремум (максимум или минимум) не должен быть переписан.

Еще раз обращаю внимание, что данный паттерн, в обеих его разновидностях, необходимо использовать только на старших временных интервалах!

Давайте посмотрим на парочку реальных графиков.

Правило 4-х дней на GBPUSD

Это дневной график фьючерса 6В (британский доллар или валютная пара GBPUSD). С середины апреля на рынке восходящий тренд. Мы это можем определить по последовательно растущим максимумам и минимумам. 15 мая появляется первый медвежий бар. С момента появления этого бара мы смотрим сколько бычьих бар ему предшествовало. В нашем случае гораздо больше четырех.

В итоге все критерии для формирования паттерна соблюдены, а это значит, что мы можем его отрабатывать. Отрабатывается эта разновидность «правила четырех дней» стоп-ордером на пробой минимума первого медвежьего бара. Стоп-лосс прячется за экстремум, образованный 4-х баровой последовательностью.

Посмотрим на еще один график:

Правило 4-х дней на NZDUSD

Недельный график новозеландский доллар (фьючерс 6N). Текущая ситуация (на момент написания статьи). Мы видим затяжной даун-тренд, который начался аж в июле 2014 года. И вот мы видим первую бычью свечу, которой предшествовали целых 7 медвежьих недельных свечей. Если минимум будет переписан, разметка потребует пересмотра. Как видите справа график чистый, понаблюдаем за тем, что будет дальше.

Подводим итоги

Друзья, я познакомил Вас с еще одним инструментом торговли из арсенала Виктора Сперандео. На мой взгляд, «правило 4-х дней» если и не самая лучшая, то одна из самых лучших техник торговли разворотов тренда. Конечно, же, как и любая другая разворотная техника торговли, она влечет за собой повышенные риски. Новичкам, на первых порах, я не рекомендовал бы ее использовать. Рекомендую применять этот паттерн в купе с другими графическими паттернами (например, ), зонами поддержки/сопротивления и паттернами прайс экшен.

На этом все. Спасибо большое за внимание и интерес к моим статьям. Если у Вас остались вопрос – задавайте в комментариях, с удовольствием отвечу на них.

Успехов в торговле!

С уважением, Вадим Атрощенко

16 комментариев к “Новый превосходный индикатор или правило 4-х дней

  • Василий №1 15/07/2015 - 14:52
    732 Сообщений

    Разведу я тут, наверное демагогию. Итак этой статьи я ждал примерно неделю. Вадим готовил ее как «граааль». Но я разочарован. Граааль не очень грааальный. Сама же статья и способ донести до публики смысл выше всяких похвал. Вадим у тебя точно есть талант. Может когда-нибудь начнешь книгу писать? Не серьезно! Излагать мысли ты можешь, стиль хороший, супруга, если надо ошибки исправит. 😉 А тему книги можешь выбрать любую. После 3-4 попыток бестселлер напишешь. Подумай на досуге. Чтобы стать писателем не всегда нужен врожденный талан, важнее опыт и навык.
    Ладно, это лирика. Итак, граааль, как торговый метод не очень. В первом случае ждать 4 свечи и покупать/продавать. Мягко скажем точка входа не очень. И не забываем, что вероятность отработки в профит не более 50%. Во втором случае ловя разворот после 4-х свечей — большие шансы попасть на коррекцию. Торговать конечно можно, но малоэффективно по-моему. Большой минус (или плюс?) применимо только к большим ТФ-ам. А значит сидеть ждать по 4-свечи очень долго. Ладно еще на акциях и на амер. рынке. Там хоть 6к эмитентов. А в РФ или на форексе инструментов нету толком.
    Итак, вот я несколько раскритиковал метод. Спрашивает «ты только критиковать можешь?». Нет, не только! Могу предложить свой метод торговли по ценовым диапазонов на звание граааля. Почему?
    1. Никакой лишней психологической нагрузки. Ордера ставятся заранее и особо за рынком не следишь.
    2. Применимо ко всем таймфреймам и ко всем ликвидным инструментам.
    3. Вероятность отработки диапазона 50%, но статистическое преимущество достигается потенциалом прибыли в случае этих 50%. Как минимум 3к1. При этом надо всего иметь 2-3 положительных сделок, чтобы быть тупо в плюсе. А если больше, то будешь в хорошем плюсе.
    4. Простота метода, никаких сложных вычислений, построений и прочей неведомой фигни. Без индикаторов и анализа той же неведомой фигни. Да даже на новости внимания не обращаешь.
    5. Стоит недорого. 2699 рублей за курс 😉
    Вадим, как думаешь, мой метод грааальнее? Смотри в этом грааале 4 дня надо ждать. Следить за свечами. А прикинь как обидно, ждешь 3 дня. А 4-й обламывает модель? До слез скрипят зубы от этого. Вот подумай.
    Статья хорошая, граааль не очень.

    0
  • Farrukh №2 15/07/2015 - 15:25
    9 Сообщений

    Вадим, спасибо за статью. Применять не буду, но для кругозора полезно))
    Вадим, я смотрю тут на твоем сайте Василий хочет бабла срубить в легкую…не красиво..

    0
    • Василий @ Ответ для: Farrukh №3 15/07/2015 - 15:32
      732 Сообщений

      Вадим, я смотрю тут на твоем сайте Василий хочет бабла срубить в легкую…не красиво…

      «В легкую» никак не получается. Стал бы «в легкую» 1.5 года висеть на блоге и писать почти 700 содержательных комментариев? 
      А то, что указано 2699 рублей — это такой прикол. Вадим знает. В свое время я ему предлагал «граааль» за 2700. Он не соглашался. Тогда сделал скидку до 2699. Он снова не согласился 😉

      0
  • Алексей №4 15/07/2015 - 15:34
    780 Сообщений

    Зря ты так, Василий.
    Грааль, основанный на наблюдениях — это реально грааль. Так как я индрадейщик, посмотрел как работает на Н1 этот паттерн. Работает, я вам скажу, например первое правило — конец 9 июля на евро, второе правило — конец 29 июня на евро, далеко ходить не надо.
    Спасибо, Вадим за хороший паттерн.

    Могу предложить свой метод торговли по ценовым диапазонов на звание граааля.

    Кстати, я тоже надумал выкладывать торговые рекомендации: цена входа, тейк, стоп. Устроим соревнование Гонка граалей? 
    Свои заметки буду называть Интрадей по хитмански.

    0
    • Василий @ Ответ для: Алексей №5 15/07/2015 - 15:41
      732 Сообщений

      Кстати, я тоже надумал выкладывать торговые рекомендации: цена входа, тейк, стоп. Устроим соревнование Гонка граалей? 

      я рекомендаций не даю. Методика — это удочка с инструкцией как ловить рыбу. А рекомендации — это рыба. Что касается прогнозов — пожалуйста поглядим на твои прогнозы. Я свои давать не хочу. В свое время я немало «прогнозов» давал. Некоторые даже их ценили. 

      Интрадей по хитмански.

      Граааль Хитманский ? 😉
      Что касается паттерна, то пытаться его юзать интрадей — это как ехать в бездорожье на S-классе. Может проедешь, но стоит ли? 

      0
  • владимир №6 15/07/2015 - 16:08
    299 Сообщений

    Всем привет. Паттерн наверное очень неплохой, но если отбросить все правила его нахождения и т.д. и просто посмотреть немного налево, то можно увидеть, что в обоих случаях цена просто отбилась от недельного сопротивления, не более. Извиняюсь, если что. 

    0
  • Вадим Атрощенко №7 15/07/2015 - 16:56
    3291 Сообщений

    to Василий
    Я, с вашего позволения, напишу все в одном комментарии. 🙂
    Прежде всего, я рад, что статья вызвала определенный интерес. Это есть хорошо)))

    Вадим готовил ее как «граааль». Но я разочарован. Граааль не очень грааальный.

    Ну вот так всегда и получается, ждешь чуда, а тут очередная новость из разряда капитана-очевидности. Если все технические методы и приемы кажутся столь очевидными, то может пора бы уже начать искать грааль не в системах и методах, а в самом трейдере? 😉

    В первом случае ждать 4 свечи и покупать/продавать. Мягко скажем точка входа не очень

    Не очень — это мягко сказано. Это отвратительная точка входа! Хотя я уже об этом в статье написал.

    Большой минус (или плюс?) применимо только к большим ТФ-ам

    Ну, так, сам метод и называется 4 дня. О часах или минутах речи не идет.

    Стоит недорого. 2699 рублей за курс

    Слишком дешево. Вот если поставить 26.999, от желающих отбоя не будет 😉 И не забудь, что я в доле. Минимум 30%, ты же должен понимать, как у нас финансовые потоки проходят 🙂

    to Farrukh

    Вадим, я смотрю тут на твоем сайте Василий хочет бабла срубить в легкую…не красиво…

    Неа, все нормально, это он шутит так. 😉 У нас такие вещи не прокатят 🙂

    to Алексей

    Спасибо, Вадим за хороший паттерн

    А мне-то за что? Это дяде Вите спасибо сказать надо за то, что учит-учит нас неразумных.
    Кстати, немного лирики. Хотел в статье написать, но не стал. В общем, дело в книгах. Я когда-то, скажем так, читал его книгу, но не обратил абсолютно никакого внимания на методы Сперандео. Сейчас же, спустя 2-3 года, книга открылась совершенно по-другому. Мораль сей басни такова, что книги надо время-от-времени перечитывать (или перелистывать). У Сперандео там есть замечательный раздел по психологии. Всем рекомендую.

    Кстати, я тоже надумал выкладывать торговые рекомендации

    Ну так в чем проблема? Я только за! Давно пора, тем более, тебе есть что рассказать 😉

    to Владимир

    …можно увидеть, что в обоих случаях цена просто отбилась от недельного сопротивления, не более

    Есть замечательное понятие в трейдинге, которое я очень люблю — слияние (спасибо james16). Почему бы не использовать этот паттерн как дополнительный усиливающий фактор/критерий для сделки? 🙂 Например, сделал разметку, дождался всеми любимого пин-бара, отсчитал 4 свечи влево, поблагодарил мысленно дядю Витю и вперед! 😉

    0
  • владимир №8 15/07/2015 - 17:21
    299 Сообщений

    Сложно это, да и почему 4  а не 7?  Слияние — да, согласен, но чем больше гаек в машине, тем она сложнее в обслуживании и управлении, а уж кого я буду благодарить так это дядю Володю (просто тезка), который мне в начале пути показал терминал с выводом денег и что тут можно зарабатывать. 

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: владимир №9 15/07/2015 - 21:01
      3291 Сообщений

      Ок, у нас одинаковые убеждения и схожая методика анализа рынка. Я также согласен, что окромя уровней ничего больше не надо. Но мне теперь, как блоггеру, что делать? Написать на главной странице сайта: «торгуйте уровни и будет вам счастье» и больше не писать ничего? 🙂
      Ну а если вернуться к недельным уровням и 4 свечкам на этих уровнях, то я как-то писал на эту тему статью-рассуждение, в которой анализировал один и тот же график с помощью различных методов, и все они дали, примерно, один и тот же результат.
      Владимир, если посмотреть, то я не даю на блоге никаких заумных супер-пупер-методик, а-ля, лунные циклы Ганны или гармонические (и не очень) колебания Эллиотта. Все примитивно просто. Открыл график, прикинул, посмотрел и сделал выводы, не надо тратить годы на изучение всяких заумных систем.

      0
      • владимир @ Ответ для: Вадим Атрощенко №10 16/07/2015 - 09:01
        299 Сообщений

        Писать надо и писать много. Взять тогоже Фуллера — колоссальное количество статей об одном и том же. И это правильно, надо бить одну тему, облизывать со всех сторон и тогда получится БРИЛЬЯНТ (не опечатка), главное не наступить на грабли, как один известный тебе человек, у которого и сверкалки-моргалки, гляделки-перделки и куча волшебства и все с серьезным лицом. laughing 

        0
  • Василий №11 15/07/2015 - 19:11
    732 Сообщений

    Немного активности тема вызвала, а то уже скучновато стало. 

    Мораль сей басни такова, что книги надо время-от-времени перечитывать (или перелистывать)

    Только не все книги, а достойные. 
    Итак добавлю пару мыслей. Смотрите сюда. Контекст! Вот сколько Вадим бьется над этой темой, мало кто его учитывает. Даже в этом паттерне необходимо учитывать контекст, а не тупо «4 свечи и СДЕЛКА». Вспоминаем фазы тренда и что есть тренд. 
    Также такой нюанс использования паттерна, как запас хода. Тоже у многих с этим проблемы. Если на пути цены есть серьезное препятствие (уровень, муввиг и прочее), то лучше не входить по паттерну. 

    Слияние — да, согласен, но чем больше гаек в машине, тем она сложнее в обслуживании и управлении

    С этим согласен. Чем проще система, тем лучше подойдет к ней кувалда 😉 

    Слишком дешево. Вот если поставить 26.999, от желающих отбоя не будет

    Цена граааля 27.000  — 26.999. Так пойдет Вадим? 😉 

    0
  • razv №12 15/07/2015 - 20:32
    1136 Сообщений

    ДОбрый вечер, коллеги))) или у кого что)

    Среднесрочный экстремум (максимум или минимум) не должен быть переписан

    не могу понять это выражение. на рис. можете показать?
    Вадим, с\л на рис. четко указан))) а тейк-профит куда ставить? или можно после с\л в 3 раза больше взять?
    Далее, статья мне понравилась. «4 или 7 свечей», «4 свечи и сделка», «пин-бар и сделка»…. как говорит Вадим, не все йогурты полезны. И смотреть и недельный, и дневной, и иные уровни необходимо. Это первое. А второе, в обзоре Владимир показал хороший пример Ольге с пин-баром. Вы все видели. Почему там вошел, а там нет. Вот поэтому-то. Вспоминая ту книжку (Владимира) просто должно быть 2 причины на вход,  а лучше три. А там, пин-бар, 2В, паттерн 4-х дней кто как)))) Василий вообще просто от зон торгует и в ус не дует))) (красава). Василий вообще молодец.
    и еще. от себя добавлю. нет плохих паттернов. Я в игры люблю играть. (удалил их, мешали сильно)
    Знаете наверно. Так вот в WOT набил 17.000 боев, а результат 49% побед и мало-мальски уничтоженных противников. И все время то танки не те, то пушка косая, то погода не та, то союзники нехорошие очень люди)))))….. я закончил.
    Четвертое. Многие читатели нашли себя. Как говорит Василий, свой стиль торговли. А кто-то нет. И вот кто ищет, для тех эта статья может быть лучом света в этом форекс царстве. Так что, Вадим, спасибо!!!
    Продолжай писать и тебе вернется сторицей!!!!
    С уважением к вам всем, коллеги))))

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: razv №13 15/07/2015 - 21:04
      3291 Сообщений

      Вадим, с\л на рис. четко указан))) а тейк-профит куда ставить? или можно после с\л в 3 раза больше взять?

      Сослан, любой паттерн — это триггер, спусковой крючок. А вот паттерн, контекст паттерна, стоп-лосс, тейк-профит, сопровождение сделки и пр. — это уже стратегия или система принятия решений. Видишь разницу? Именно поэтому там ничего не сказано о тейк-профите.
      PS Про танки не понял 😉

      0
      • razv @ Ответ для: Вадим Атрощенко №14 15/07/2015 - 21:18
        1136 Сообщений

        а то, что не танки плохи, а танкист….. Василий же сказал, что как грааль не очень)))) и т.д. Так и в ВОТ — все танки плохие были для меня)) просто там тоже надо смотреть куда и когда лезть и учитывать ТТХ своей машины. Так и здесь я хотел сказать: 4 дня, 2В или пин-бар, но надо смотреть куда лезть и когда, учитывая ТТХ паттерна.

        0
  • Евгений №15 05/08/2015 - 21:18
    5 Сообщений

    Вадим,по акциям Сбербанка об.на дневном графике,образовалось строение свечей чем то напоминающих то о что вы описывали в этой статье.Не могли бы вы прокомментировать данную ситуацию . Спасибо 

    0
    • Вадим Атрощенко @ Ответ для: Евгений №16 05/08/2015 - 21:23
      3291 Сообщений

      Евгений, там нет этого паттерна. Основным критерием его является наличие ярко выраженного среднесрочного тренда. А по сберычу с апреля месяца — флэт.

      0

Оставьте комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Генерация пароля